Иконография Виктора Васнецова «Страшный Суд»

Величайший русский художник конца XIX – начала XX века, Виктор Васнецов автор немалого количества фресок, посвящённых теме религии. Характерная черта его живописи – монументальность наиболее ярко проявилась в огромной композиции под названием «Страшный суд».

Выбирая цветовое наполнение своего полотна, художник решил отдать предпочтение угрюмым оттенкам, которые он сочетает с вкраплениями кроваво-красного. Васнецов был модернистом и новатором, его шедевральным творениям скорее были близки театральные веяния и древний стиль написания,

нежели бездумное следование канонам и правилам действительности.

Трехъярусное разделение полотна не мешает при этом воспринимать картину как целостное и симметричное произведение искусства, в центре которого расположен своеобразный смысловой узел, сосредоточенный в облике ангела и несущий в себе основную нагрузку всей композиции.

При этом художник вновь использует один из своих любимых приемов, а именно прием горизонтального разделения полотна на две сферы – небесную и земную.

На облаках небесной сферы изображен Господь, держащий в правой руке крест и Евангелие в левой. Весь его облик

источает ярость и гневный порыв на всех нечестивцев. Но в это, же время в его взгляде просвечивается любовь к праведникам. На плечах Господа представлены скорбящая Богоматерь и преклонивший колени Иоанн Предтечи. Вокруг них расположены фигуры апостолов Господних, ангелов и евангелистов.

Земная сфера представляет собой праведников, чьи глаза в молитве направлены на небеса. Они следуют за святым Макарием Египетским к Христу. Художник намеренно удлиняет тела праведником, делая их подобными к горящим свечам. Внизу слева изображены фигуры грешников, чьи скрюченные тела падают в пучину ада, из которой вырывается поджидающий их Змий. Среди грешников люди, облаченные в царские и церковные одеяния. Эта деталь иллюстрирует, насколько ничтожными стают все чины и владыки, когда предстают пред Судом Господним. Объединяющим звеном полотна, являются трубящие ангелы-вестники Апокалипсиса.

Прием контраста в выборе цветовой гаммы, использованный Васнецовым, создает вокруг картины ореол таинственности. Здесь переплелись такие полярные понятия как святыня и грех.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Иконография Виктора Васнецова «Страшный Суд»