Город в творчестве Николая Гоголя

Образ города проходит через все творчество Гоголя, читатели которого могут встретить на страницах его произведений губернские, уездные и даже столичные города, тихие и бурлящие, живописные и не представляющие из себя ровным счетом ничего интересного. Но не описание самого города главенствует у писателя, а образы его жителей, которые, как ни странно, всюду одни и те же.

И действительно, куда не пройдись по бескрайней России, всюду стоят города, и в каждом из них гость может повстречать уездного старосту, голову, приезжего помещика, мелкого

чиновника, казначея и даже ревизора. Имена у перечисленных людей будут разные, но суть их от этого не изменится, все также они попирают права бедны, злословят по поводу новых законов, или же одежды приезжего, всюду одно и тоже: взяточничество, казнокрадство и полное отсутствие справедливости.

Особое место в описании городов занимает Петербург – город Великого Петра, столица могучей и бескрайней России, где приезжий может легко затеряться, попав в трущобы бедняков, или же проехаться по блистающими огнями улицам богатеев. Петербург для Гоголя загадка, разрешать которую он предоставляет главным героям, в зависимости

от их положения и статуса в обществе. Бедняки, простые сельские люди, главные герои повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» видят Петербург в романтическом и неком фантазийном свете, для них попасть в столицу большая награда и счастье.

В других произведениях Гоголя, к примеру, в «Мертвых душах» и «Ревизоре» город предстает как средоточие всей земной суеты и зла, вместе с посещением Петербурга в души главных героев приходит пустота и отчаяние. Огромный, снующий город, где движение не прекращается даже с наступлением ночи вызывает у героев повествования отчаяние и разочарование, поскольку им начинает казаться, что жизнь из прожита напрасно, а все поступки настолько незначительны, что и говорить о них не стоит по приезде в столицу.

Гоголь много пишет о больших и малых городах, постоянно задаваясь вопросом, в котором звучит непонимание того, почему же ненавидя большие города и их чванливых жителей, обитатели маленьких городков с такой радостью и восхищением принимают у себя приезжих именно оттуда из мира разврата и недостойного поведения.

Ожидая ревизора, местные чиновники замирают одновременно и в страхе, и в предчувствии надвигающегося праздника, связанного с привезенными новостями, возможностью посплетничать и посудачить о столичных нравах, моде, еде и еще бог знает о чем.

Анализируя ранние и более поздние произведения писателя, следует отметить, что его нелюбовь к большим городам, а в частности к Петербург каждым годом все возрастает, Гоголь становится вечным поклонником уездных городков с их тихими и спокойными жителями.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Город в творчестве Николая Гоголя