Home » Сочинения по русской литературе » Чехов Антон » Чеховский театр

Чеховский театр

Еще в Мелихово Чехов после долгого перерыва вновь обращается к драматургии. В 1895 году он начинает работать над пьесой «Чайка». Здесь Чехов сосредоточен на обычных людях и их обычной жизни. Здесь нет ни «героев», ни «злодеев». Виной трагедии Треплева, страданий Нины Заречной, и неразделенной любви Маши являются сама жизнь и каждый из живущих. Именно поэтому здесь нет ни виновных, ни жертв, ни победителей, ни проигравших.

Иногда кажется, что «Чайку» написал драматург, похожий на Костю Треплева, такой же молодой и нервный искатель. Наверное, такое представление рождается у нас оттого, что «Чайка» для нас — это олицетворение театральной новизны и вечных поисков. В октябре 1896 года состоялась премьера спектакля «Чайка» в Петербурге в Александринском театре, но она с треском провалилась.

Провал спектакля стал для Чехова настоящим ударом. Ни режиссеры, ни актеры, ни зрители не смогли принять своеобразную чеховскую поэтику. Но во всей этой истории с постановкой «Чайки» было понятно одно: начинается новый театр, театр жизни, который еще предстояло понять, разгадать, и несомненен тот факт, что изображение чайки стало символом нового театра — Московского Художественного. После провала премьеры Чехов попадает в больницу. Вновь напоминает о себе старая болезнь. В около пятнадцать дней провел Чехов в клинике. Но нет худа без добра. Именно здесь его навещает Л. Н. Толстой. И они с ним много беседуют о бессмертии. Жизнь делает странный поворот: старик Лев Толстой, а ему уже около семидесяти приходит в клинику к молодому писателю и не успокаивает больного, а заводит с ним разговор о бессмертии. По воспоминаниям современников, спорщики абсолютно ни в чем не сходятся, но расстаются очень довольные друг другом.

По совету врачей Чехов перебирается на юг. После смерти отца он продает поместье в Мелихово и начинает строительство дома в Ялте. Дом строится большой и светлый. Чехов сам сажает южные растения в саду и, конечно же, разводит любимые цветы, которые щедро цветут практически круглый год. В этом доме хватит места всем, и гостям, и сестре, и горячо любимой «матушке».

В 1897 году К. С. Станиславский и В. И Немирович-Данченко решают создать общедоступный, театр в Москве Именно там чеховская «Чайка» получает свое второе рождение. Об оглушительном успехе ходили легенды. Рассказывали, что после закрытия занавеса повисла тишина, режиссер и актеры были на грани нервного срыва, когда зал разразился аплодисментами. Было ясно, что драматург и режиссер нашли друг друга. День премьеры стал днем рождения нового авторского, режиссерского театра, это событие определило искусство XX века. Все остальные пьесы драматург пишет для актеров Художественного театра. В 1900 году театр приезжает в Крым специально, для того, чтобы главный драматург сам смог увидеть спектакли пособственным пьесам.

Именно в этом театре Чехов находит свою любовь. На репетиции «Чайки» он знакомится с Ольгой Леонардовной Книппер. После нескольких лет дружеского общения и переписки они венчаются. Современники этот брак считают довольно странным: Чехов жил в Ялте, а Книппер продолжала играть в Художественном театре в Москве: жене-сиделке он предпочел жену-актрису.

Вслед за «Чайкой» выходит еще одна драма неосуществленности — «Дядя Ваня» (1897). Довольно давно Чехов написал наспех пьесу «Леший». В Александринском театре она не имела успеха и была снята. Чехов, хоть и обиделся, но вскоре сам понял, что пьеса слаба. А позже просто был в ужасе от нее. Но что-то не давало ему покоя в этой пьесе. И он возвращается к ней, возвращается тайком, теперь он называет ее «Дядя Ваня». Почему? Об этом его современники молчат.

Пьесу «Дядя Ваня» нельзя называть просто переделкой. Это совершенно новое, хотя две-три сцены и похожи на «Лешего», произведение, написанное возросшим драматургом.

В пьесе есть моменты, волнующие всякое неостывшее сердце. Особенно тронула она тех, кто из провинции. Они задыхались в своих медвежьих углах и так нуждались в утешении и любви. В «Дяде Ване» есть именно утешение и любовь.

И здесь Чехов остается верен себе. Он не подводит итогов, он оставляет героям надежду на лучшую, светлую жизнь. Пьеса «Дядя Ваня» шла с успехом в Художественном театре, хотя и с меньшим, чем «Чайка».

В 1900 году Чехов начинает работать над пьесой «Три сестры». 31 января пьеса начала свое путешествие по театрам.

Чехов чувствует близкий конец. Он врач и знает, что такое чахотка. В августе 1901 года пишет завещание и отправляет его сестре. В нем Антон Павлович старается не забыть никого: ни родственников, ни друзей, ни нуждающихся. Заканчивается этот документ поразительными и простыми словами: «Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно. Антон Чехов».

В тяжелой борьбе с неизлечимым заболеванием в ялтинском одиночестве сочиняются еще два рассказа.

Герой «Архиерея» (1902) преосвященный Петр, расстается с этим миром, так и не приняв его до конца, хотя был священником. Надя Шумина, главная героиня «Невесты», уходит от недоевшего и скучного жениха, надеясь на новую, интересную и полную тайн жизнь.

Медленно рождается комедия «Вишневый сад» (1904). Премьера состоялась — 17 января 1904 года, в Художественном театре — в день чеховских именин. После спектакля устроили чествование. Все прошло празднично, пышно, как на похоронах. Очень грустный получился праздник, как прощание писателя с любимой Россией.

Проведя еще одинокую зиму в Ялте, Антон Павлович Чехов возвращается в Москву, а затем вместе с женой уезжает на лечение в Германию, в маленький курортный город Баденвейлер. Чехов умирает.

Чехов всегда отказывался от роли учителя, но для многих он им стал. «Удивительный был Человек! Удивительный писатель! Наряду с Толстым и Достоевским Чехов стал одной из вершин «великого треугольника», определившего мировое значение русской литературы в XX веке…», — говорил И. А. Бунин».


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Михаил Булгаков и художественный театр
  2. «Театр абсурда» Йожена Йонеско
  3. Театр драматурга Гарольда Пинтера
  4. Весь мир – театр, а люди в нем актеры
  5. Александр Островский и русский театр