«Человек — существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (По роману Пушкина «Евгений Онегин»)

Нельзя не согласиться со словами известного русского философа Н.А. Бердяева о том, что «человек — существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать». Однако, необходимо добавить, что эти слова относятся, в первую очередь, к человеку умному, ибо только умный человек стремится постичь как можно больше знаний, даже соглашаясь с гетевским Фаустом, признавшим, что «предела знаний нет». Именно такая беспредельность знаний отличает главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Евгений Онегин — блестящий столичный

аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой, но при этом он постоянно меняется, следит за собой, предполагая некий культ собственной индивидуальности. Как отмечают критики: «Евгений Онегин не просто «молодой повеса», он — петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во
всем — от одежды, от “красы ногтей” до блеска ума». Такая жизненная позиция Онегина близка и самому Пушкину, который определил ее как «чтить самого себя». Поэтому элегантный, подтянутый, умеющий танцевать Евгений Онегин в совершенстве владел французским, прекрасно знал латынь, неплохо разбирался в истории и литературе. Кроме того, он не просто читал книги английского экономиста Адама Смита, а, действительно, изучал вопросы ведения хозяйства с тем, чтобы оно приносило естественную прибыль.

Однако способность и потребность Онегина «перерасти самого себя» заключалась и в богатом внутреннем мире героя.

…Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!..

Он изящно переходил от утонченных эпиграмм до язвительных острот. Легко изображал страдальца, что очень нравилось женщинам. Этому нехитрому приему Онегин научился у римского поэта Овидия, внимательно изучая его поэму «Наука любви». Кроме Овидия, любимым поэтом Онегина стал Байрон. В какой-то момент Онегин решил и сам заняться писательским трудом, но вскоре понял, что это не его призвание. Однако мир прекрасного для Онегина не ограничивался только литературой. Он еще увлекался и театром, прекрасно изучив особенности балета, пока не понял, что «и Дидло мне надоел».

Онегин всегда стремится познать неизведанное. Он планирует «увидеть чуждые страны», но смерть отца помешала ему осуществить свои планы. Смерть отца совпала у Евгения с тяжелым состоянием некоторой неудовлетворенности. Такое состояние, получившее определение сплин, или хандра, тоже определяет Онегина как человека, стремящегося к большему. Он неудовлетворен тем, что знает, тем, что умеет, тем, что имеет. Поэтому, узнав о смертельной болезни дяди, Онегин немедленно едет в деревню

Даже в новую для себя деревенскую жизнь Евгений Онегин внес элементы привычного распорядка. Он привез в деревню и любимые книги, и портрет Байрона. Правда, он не смог себя заставить сблизиться с соседями, слишком уж примитивными ему казались их разговоры об урожае и вине. Единственным исключением стал Владимир Ленский. Ленский был моложе Онегина, но это не мешало молодым людям проводить время в интересных беседах. Ленский учился в Германии, был поклонником Шиллера и Гете, тонким знатоком и последователем Канта. Сами темы бесед и споров, которые практически ежедневно возникали между Онегиным и Ленским, определенным образом характеризуют обоих как мыслящих и глубоко образованных людей. Они спорят о судьбах цивилизации и путях развития общества, роли культуры и науки в совершенствовании человечества, о добре и зле, искусстве, религии и морали, даже о значении страстей в жизни личности. Именно эти споры подчеркивают различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скепсиса. Они взаимно дополняют друг друга и взаимно оттеняют друг друга. При всей схожести времяпрепровождения реакция на действительность у них разная. Деревенский уклад не вызывает у Ленского той скуки, которая является неизменным уделом зрелого Онегина.

В деревенской жизни Онегина произошли два события, которые в той или иной степени повлияли на дальнейшую судьбу его: знакомство с семьей Лариных и дуэль с Ленским.

Потрясение, которое Онегин пережил, случайно убив на дуэли Ленского, открыло ему опасность и гибельность индивидуализма, мало того, привело его к новому моральному кризису и к потребности вновь изменить жизнь. Онегин — человек, стремящийся к самосовершенствованию, и новые впечатления должны стать его частью.

Поэтому только на первый взгляд может показаться, что Онегин едет куда глаза глядят. На самом деле маршрут его не случаен. Места, которые его влекут, связаны с историей России: волжские просторы, Нижний Новгород, Кавказ, «брега Тавриды». Он переосмысливает свою жизнь, пропуская ее через события вечные.

По возвращению в Петербург, он вновь встречает Татьяну Ларину. Но теперь это уже не наивная деревенская девушка, признавшаяся ему в своей любви. Татьяна стала блестящей светской дамой, владелицей модного салона, женой дальнего родственника и друга детства Онегина.

Евгений Онегин впервые испытывает необыкновенное чувство. Он настолько безнадежно влюблен, что, подобно гетевскому Вертеру, готов к смерти. Но времена Гете прошли, и для Онегина любовное потрясение становится началом духовного возрождения.

Евгений Онегин не только как литературный герой, но и как человек XIX века интересен тем, что он постоянно стремится к самосовершенствованию. Его душа обновляется после каждого посланного ей испытания, чтобы стать лучше и чище.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Человек — существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (По роману Пушкина «Евгений Онегин»)