Home » Сочинения по русской литературе » Грибоедов Александр » «Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души»…» (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)

«Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души»…» (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Есть в мире человека определенные законы, по которым и протекает его жизнь. Кто их установил? Сам человек. И в первую очередь это нравственные законы. Все прекрасно понимают, что хорошо в нашей жизни, что плохо. Но другое дело, что не все этим руководствуются: в силу вступают зависть, жажда власти, ненависть. Кто-то и не скрывает этих чувств, но есть много таких людей, кто, чтобы создать иллюзию искренности и обмануть окружающих, начинает свою игру, начинает притворяться.

Лицедейством легче ввести в заблуждение и достичь своих целей, ведь «в крупном — можно притвориться», но последствия такой игры не предсказуемы, полны инцидентов и драм, так как «человек ловится на мелочах» и «мелочь всегда выдает истинную «суть души». К сожалению, чаще всего страдают люди, окружающие этого человека, а не он сам.

…Итак, перед нами Алексей Степанович Молчалин — герой пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума». Внешне бледная фигура Молчалина оказалась одной из самых ярких в художественном отношении. Провинциал, начинающий с низов и не отказывающийся ни от чего — ни от игры в карты со старичками, ни от сваливающегося на голову увлечения им Софьи Павловны Фамусовой.

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Да и как иначе. Цель поставлена — карьера! И ничто этому помешать не может, поэтому и не отказывается. Но как себя ведет умело. Нет, он не глуп, очень не глуп, иначе Софья отвергла бы его. Она создала романтический образ человека, который отвечает ее представлениям о муже, а Молчалин ему полностью соответствует. Все дело в том, что он прекрасно знает, что ему надо делать и как надо поступать, чтобы соответствовать. И Софья не видит, насколько он хитер и расчетлив, ведь перед ней он робок и услужлив.

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких…

В крупном — в любви — нетрудно притвориться, и Молчалин делает это умело. Да и что не сделаешь «в угодность дочери такого человек». Но, не дай бог, об этом узнает Фамусов, а тот скор на расправу. Игра продолжается, теперь перед нами Молчалин, проявляющий, по словам Салтыкова-Щедрина, «неистребимое желание казаться глупее своего начальника». Он опять притворяется, и вновь очень умело.

Молчалин прошел суровую школу. Он постиг законы, управляющие жизнью, и избрал наилучший способ добиться власти, богатства, славы. Не всем доступен этот способ. Надо иметь волю, чтобы ни при каких обстоятельствах «не выйти из роли», незаурядную силу, чтобы не поддаться соблазну высказать собственное мнение, быстрый ум. Молчалин ищет не местечко, а место. Он далеко пойдет…

В своей каморке под лестницей герой не мечтает, а тщательно разрабатывает план завоевания отличного места в обществе. Молчалин дойдет до «степеней известных», как об этом говорит Чацкий, но не остановится на них. Чацкому и не снится, куда метит Молчалин, он просто не принимает таких людей:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Почему же Чацкий, один из всех, так хорошо понимает, что из себя представляет Алексей Степаныч? Сначала Чацкий не уверен, действительно ли Молчалин его соперник. Он останавливает его и заводит с ним разговор, чтобы определить, может ли этот тихий и неприметный человек хоть чем-нибудь привлечь Софью.

Чацкий, уверенный в своем уме и ничтожестве Молчалина, острит, иронизирует и даже оскорбляет своего бывшего приятеля. Но Молчалин слишком дальновиден и умен, чтобы обращать внимание на словесные выпады Чацкого и обижаться на них. И, может быть, в первый раз Молчалину хочется сделать доброе дело «просто так», без выгоды, совершенно не притворяясь.

Спокойно, терпеливо он пытается помочь Чацкому, объяснить ему, как надо жить, по его мнению. Но это бесполезно. Чацкий не способен внять трезвому голосу рассудка, и они расходятся, каждый убежденный в том, что соперник по-своему глуп. Молчалинская философия «не по зубам» Чацкому, а Молчалину знакома, даже испробована философия Чацкого и отброшена как ненужная.

Да, все продумано, казалось бы, Молчалиным. Но… попался на ерунде, на мелочи. Его интрижка с Лизой, которой он не придавал значения, открылась. Все предусмотрел Молчалин, кроме этой ничтожной мелочи. В продуманном, выверенным им маршруте было учтено все, «но мелочь всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок, ее тяготение». Сказалась подлость натуры героя, «кривизна души», и тяжело было Софье услышать по отношению к себе циническое выражение: «Пойдем любовь делить печальной нашей крали…».

Вот, казалось бы, и финал. Молчалину, видно, придется уехать в Тверь, откуда его вытащил Фамусов. Но нет. Гнев Фамусова обрушивается в первую очередь на Софью, на Лизу. А Молчалин? «Молчалины блаженствуют на свете!» Это и небезызвестный Глумов у А.Островского, князь Борис Друбецкой у Л.Н.Толстого. А сколько их в нашей жизни? У них много масок, они умеют притворяться и вывернутся из любой ситуации. Печально…


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. «Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь — всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок, ее тяготение…» (Горький)
  2. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять…» (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  3. Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  4. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  5. Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
  6. Спор о правде в пьесе На дне