Home » Сочинения по русской литературе » Достоевский Федор » Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание»

В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» хорошо прослеживается стремление писателя решить глобальные общечеловеческие проблемы посредством рассмотрения их сквозь призму вечных библейских ценностей.

Главный герой романа – это Каин. Погубивши брата, он становится отщепенцем среди себе подобных, и потому вынужден скитаться по земле в поисках приюта и понимания. Совершив убийство Раскольников чувствует себя чрезвычайно одиноким. От него отвернулись не только близкие люди, но и те, кто находится с ним в равном положении. В отличие от Каина, Раскольникову дается шанс на спасение, воспользовавшись которым он сможет преодолеть пропасть между его внутренним миром и миром других людей.

Красной строкой через все произведение проходит библейский мотив о Древнем Египте. Страна эта видится в сновидениях Раскольникова, в диалогах окружающих его людей. Отсылки к Египту, как к месту обитания фараонов, великих пирамид и не менее великих людей, напоминают читателю о суде Божием, наказании, которое должно постичь каждого своевольного и жестокосердного человека. Автор напоминает главному герою о том, что существует высший божественный суд, он справедлив и потому у Раскольникова еще есть надежда на спасение, если и на земле, то во внеземной обители. Египет является способом подчеркнуть непомерную гордыню, которой пропитано все его сердце. Гордыня фараона стала причиной знаменитых 10 казней египетских, но в то же время сам

Египет – это родина Божьей Матери и Иисуса Христа, потому не может рассматриваться исключительно в отрицательном ключе. Образ Египта, как и сам образ главного героя – двойственен. С одной стороны Раскольников воплощает в себе худшие черты египетских фараонов, а с другой наделен природным великодушием и даже смелостью. Именно это последнее качество делает героя похожим на библейского Лазаря.

Раскольников умирает вместе со своей жертвой, его дом превращается в склеп, а в сердце поселяется пустота. Знаменитый Лазарь был в плену у смерти 4 дня и вернулся к жизни только благодаря молитвам своих родных и вере в Христа. Воскресенье Раскольникова происходит благодаря Соне, в образе которой воплощены такие мотивы из Библии, как прелюбодеяние, всепрощение, страдание за людей. В своем стремлении принять муки и боль вместо близких людей, Соня сравнима с Иисусом Христом.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Христианские мотивы в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
  2. Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
  3. Преступление и наказание в романе Федора Достоевского
  4. Критика индивидуалистического бунта в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
  5. Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  6. Добролюбов о пьесе Гроза