Home » Анализы стихотворений » Фет А.А. » Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…»

Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…»

Человек – это часть всего живого на Земле. И хотя ему уже давно кажется, что он подчинил себе природу — приручил животных, окультурил растения, повернул реки вспять – все равно ему есть, чему у нее учиться. Об этом и стихотворение А.А.Фета «Учись у них — у дуба, у березы…».

Первая же строчка содержит основную идею стихотворения, которая затем только развернуто объясняется. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб – символ стойкости и мужественности, береза – нежности и трепетности. Но оба эти дерева стоически переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей. По мнению поэта, так же и человек должен уметь переносить все жизненные невзгоды и страдания. Именно этому он и обязан учиться у дуба и березы.

Параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. Так, в строке «и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты!» А.А.Фет наделяет сердцем даже деревья.

Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Немногочисленные эпитеты – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы» — тоже преимущественно посвящены описанию зимы. Таким образом, он хочет подчеркнуть ее силу и мощь, которым вынуждены противостоять и человек, и природа.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт обещает, что как и в природе зиму сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Таким образом, весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту.

Для более точного выражения своих мыслей поэт прибегает и к особым синтаксическим структурам. Так, первая и третья строфа написаны простыми предложениями, осложненными деепричастными оборотами. Вторая же – где автор вновь выражает свою основную идею — вся состоит из одного сложного бессоюзного предложения.

Вера в торжество добра, весны, в то, что природа является богатым источником знаний и вдохновения для человека – вот те мудрые истины, которые хотел донести АА.Фет в совеем стихотворении.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (12 votes, average: 3,33 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»
  2. Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза»
  3. Анализ стихотворения Фета «Осень»
  4. Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
  5. Анализ стихотворения Афанасия Фета «Буря»
  6. Роль эпилога в Преступление и наказание